Rambler's Top100
Интернет-журнал 'Новая Политика'
Запад загоняет себя в ловушку
Коломойский против Порошенко
Киев перешел все границы
Европа атакует доллар
НОВОСТИ СТАТЬИ ИНТЕРВЬЮ ТЕМЫ
КОЛОНКИ СЮЖЕТЫ ПЕРСОНЫ АВТОРЫ

18+

ПОЛИТИКА    В МИРЕ    ЭКОНОМИКА    ОБЩЕСТВО    ПРОИСШЕСТВИЯ    КУЛЬТУРА    СПОРТ   

Авторские колонки

Москва и Баку: очередное потепление

15 августа 2013

Сергей МАРКЕДОНОВСергей МАРКЕДОНОВ
политолог, кандидат исторических наук

Президент России Владимир Путин 13 августа посетил с рабочим визитом Азербайджан. У визитов российских лидеров в Баку своя особая история. Первый президент РФ Борис Ельцин за весь период своего пребывания у власти не нанес ни одного официального визита в Азербайджан. Прикаспийскую республику он посетил только в апреле 2005 года уже в качестве почетного отставника.

Таким образом, Путин стал первым главой российского государства, который побывал в этом качестве в Баку после распада Советского Союза. Впервые это произошло в январе 2001 года. Тогда по итогам его официального визита были подписаны Бакинская декларация и совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспии. В память о первом путинском визите в азербайджанскую столицу была даже выпущена специальная марка. И начиная с 2001 года каждый новый визит либо российских руководителей, либо делегации высокопоставленных чиновников в Баку становится поводом для разговоров о "поворотном пункте" в двусторонних отношениях между Россией и Азербайджаном. Так было во время визитов Владимира Путина в феврале 2006 года, Дмитрия Медведева в июле 2008 и в сентябре 2010 года.

Не стал в этом ряду исключением и августовский визит Путина. Это была его первая поездка в прикаспийскую республику после возвращения в кресло главы государства весной прошлого года. Все обстоятельства бакинской поездки свидетельствуют о том, что президент России не рассматривал ее, как рядовое протокольное мероприятие. Во-первых, Путина сопровождала большая делегация, в состав которой входили представители высшего круга российской государственной власти и крупного бизнеса, связанного со стратегическими отраслями экономики. Среди участников бакинского визита был министр обороны Сергей Шойгу, министры энергетики и чрезвычайных ситуаций Александр Новак и Владимир Пучков, глава МИД Сергей Лавров, генеральный директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин, руководитель российской делегации на многосторонних переговорах по Каспийскому морю Игорь Братчиков, а также главы таких энергетических гигантов, как "Роснефть" и "Лукойл" Игорь Сечин и Вагит Алекперов.

В Баку Путин провел переговоры и совместную пресс-конференцию с Ильхамом Алиевым. В присутствии глав двух государств "Роснефть" и Государственная нефтяная компания Азербайджана подписали соглашение о сотрудничестве. В нем были прописаны условия поставок нефти. Всего же в ходе августовского визита было подписано шесть документов, касающихся широкого спектра проблем. Это и строительство автомобильного моста на межгосударственной границе, и гуманитарное сотрудничество, и кооперация по авиационному поиску.

Во-вторых, президентский вояж в Азербайджан сопровождался красноречивыми символами. Дружественный визит в Баку нанес также ракетный корабль из состава Каспийской флотилии ВМС России "Дагестан". На борту этого судна побывали Владимир Путин и Ильхам Алиев. Таким образом, Москва недвусмысленно продемонстрировала всю серьезность своего присутствия и своих интересов на Большом Кавказе.

Москва не готова к тому, чтобы полностью встать на сторону Баку в карабахском вопросе

Между тем, анализ визита главы российского государства в Азербайджан невозможно ограничить одними лишь внешними эффектами и количественными параметрами. Более того, это событие не может рассматриваться исключительно в рамках двусторонних отношений. Хотя бы потому, что за каждым визитом российских лидеров в Баку пристально следят в Ереване. Азербайджан рассматривается, как стратегический партнер России, но и Армению пока что никто не лишал этого статуса. Эта республика входит в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). С ней осуществляется широкое военно-техническое партнерство. И, в отличие от Азербайджана, оно ведется не по рыночным ценовым параметрам. Москва была бы рада видеть Армению и в интеграционных проектах, которые рассматриваются Путиным в качестве внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов.

Естественно, к российско-азербайджанским отношениям с большим интересом относятся США и европейские страны. Баку уже не первый год рассматривается, как важный участник энергетических проектов стран Запада. В афганской операции значение Азербайджана, как центра транспортной логистики, также велико. И, конечно же, как страны кавказского региона, так и внешние игроки заинтересованы в разрешении нагорно-карабахского конфликта, роль и значение России в котором не стоит преуменьшать.

Стал ли путинский визит в Баку каким-то новым этапом в развитии российско-азербайджанских отношений? Можно ли увидеть в нем поворот от Армении в сторону Азербайджана?

Если отойти от громкой риторики вокруг поездки, то следует заметить, что визит Путина проходил на фоне определенного охлаждения между Москвой и Баку. В 2012 году стороны не смогли прийти к компромиссу по поводу эксплуатации Габалинской РЛС. Уже в 2013 году Россия вышла из соглашения по транспортировке азербайджанской нефти по трубопроводу "Баку-Новороссийск", а также сократила импорт газа из прикаспийской республики.

Вообще, российско-азербайджанские отношения после 2001 года развивались, как череда подъемов и спадов. В 1990-х годах, пожалуй, не Грузия, а именно прикаспийская республика была самым проблемным партнером России в кавказском регионе. После первого визита Путина в Баку психологическая атмосфера в отношениях между руководством двух стран заметно улучшилась. Однако это не сняло накопившиеся проблемы. Поэтому после очередной порции заверений в дружбе и партнерстве страны всякий раз обнаруживали противоречия, которые подвергали существенной ревизии дипломатический оптимизм визитов и переговоров. При этом обе стороны старались не переходить некие "красные линии".

Примером тому является "оружейная история" начала 2009 года, когда в азербайджанских СМИ появилась информация о том, что Россия безвозмездно передала Армении оружия и боеприпасов на сумму 800 млн. американских долларов. После этого последовали резкие заявления МИД Азербайджана, вызов для разъяснений российского посла в Баку. Москва была вынуждена оправдываться, и эти оправдания признавались неудовлетворительными. Однако после двухдневного визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Азербайджан проблема была дезавуирована.

При всех существенных отличиях, эта история во многом повторяется в 2013 году. После охлаждения стороны хотят наполнить двустороннюю динамику позитивом.

Визит Путина в Баку не принес прорывов и крутых геополитических разворотов

Как бы то ни было, Москва не готова к тому, чтобы полностью встать на сторону Баку в вопросе о перспективах нагорно-карабахского урегулирования и отвернуться от Армении. На сегодняшний день оптимальным вариантом России, как и Западу, видится статус-кво. Вот и в Баку 13 августа Путин повторил тезис о том, что разрешение застарелого противостояния возможно только политическими средствами. В переводе с дипломатического языка это означает неготовность Москвы к сценариям "разморозки конфликта" по югоосетинскому или абхазскому сценарию. Российская дипломатия заинтересована в сохранении хрупкого баланса между Ереваном и Баку. В Армении находится российская военная база, но Азербайджан делит с РФ общий дагестанский участок границы. Дополнительная дестабилизация в этой части Кавказа не нужна ни российским, ни азербайджанским властям.

Сегодня Москва недовольна тем, как ведет себя Ереван, пытаясь помимо стратегического союзничества с РФ взаимодействовать с Евросоюзом (в ноябре Армения готовится парафировать Соглашение об ассоциации с ЕС). И визит в Баку, среди прочего, является неким сигналом армянским союзникам. Однако вряд ли Москва не понимает того, что Азербайджан – важный участник энергетических проектов Запада, которые рассматриваются не иначе, как альтернатива "энергетическому империализму" Кремля. И пока что не видно никаких намеков на то, что Баку готов отказаться от выгодного ему сотрудничества с США и ЕС. Для азербайджанской дипломатии, долгие годы строившей свою внешнюю политику по принципу "качелей", однозначный выбор в пользу либо Запада, либо РФ также не стоит в повестке дня. Таким образом, проблема выбора, к которой Москва подходит столь ревностно, никуда не исчезнет и на азербайджанском направлении.

Впрочем, у Москвы и Баку есть интересы помимо геополитики. В октябре в прикаспийской республике пройдут выборы президента. Ильхам Алиев рассматривается и на Западе, и в Кремле, как фаворит. Между тем, в ежегодном докладе Госдепа США по правам человека содержится критика в адрес официального Баку. В этом плане Москва вполне может помочь Азербайджану. Кремль уже не раз делал это. В 2005 и в 2008 гг. во время парламентской и президентской кампании Москва поддерживала Алиева. Кремль вполне сможет выразить одобрение официальному Баку в его стремлениях пролонгировать президентские полномочия действующего главы государства. В этом случае Азербайджан ничем особо не рискует. Его энергетическая роль все равно заставит и США, и ЕС искать дружбы с политической элитой Баку. Москве же, обеспокоенной дестабилизацией на Ближнем Востоке, смена власти в соседней кавказской стране представляется дополнительным риском для внутрироссийской безопасности. Отсюда и желание видеть Алиева в качестве "старого нового президента". Правда, в этом случае есть некоторый риск оттолкнуть от себя оппозиционно настроенные общественные круги Азербайджана. Они будут связывать укрепление "среднеазиатских тенденций" внутри страны с Москвой. Впрочем, эти вопросы российское руководство не рассматривает в качестве приоритетных.

Таким образом, визит Путина в Баку не принес прорывов и крутых геополитических разворотов. Однако некоторое потепление двусторонних отношений с соседним государством и прагматический стиль обсуждения проблем уже можно занести в актив.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Ключи: Владимир Путин, Азербайджан, визит, Ильхам Алиев

Архив колонок

Мы обязаны оправдать ожидания крымчан

Александр РОМАНОВИЧ
Мы обязаны оправдать ожидания крымчан

Лучшая дата для Дня России

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
Лучшая дата для Дня России

'Псакинг' от Порошенко

Лидия АНДРУСЕНКО
"Псакинг" от Порошенко

Наивная 'европеизация'

Сергей МАРКЕДОНОВ
Наивная "европеизация"

Право быть человеком

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
Право быть человеком

Главные новости

16:36

Виноделы Крыма просят власти ограничить импорт вин из ЕС

14:41

Власти Украины выделили из резервного фонда на нужды армии $791 млн

15:45

Депутаты Верховной рады не приняли отставку Яценюка

15:11

Махмуд Аббас: в секторе Газа произошла гуманитарная катастрофа

14:59

На строительство моста через Керченский пролив выделено почти 250 млрд рублей

14:32

Сноуден попросил продлить политическое убежище в России

13:47

На Обаму подают в суд за реформу медстрахования

13:21

Россельхознадзор обнаружил две партии зараженного мяса из Польши

11:56

Россия запретила соки и детское питание с Украины

11:25

Страховщики предлагают заносить ненадежные турфирмы в "черный список"

10:43

Евросоюз ввёл ограничения по инвестициям в Крым и Севастополь

10:16

Палестина подает иск против Израиля в Международный суд в Гааге

08:38

Россия намерена приостановить соглашение о свободной торговле с Грузией


КАРТА САЙТА   О ПРОЕКТЕ   ВАКАНСИИ   РЕДАКЦИЯ   СОТРУДНИЧЕСТВО  
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Цитирование и перепечатка приветствуются
при ссылке на интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).
Главный редактор - Олег Недумов. E-mail: welcome@novopol.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-34284 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 26 ноября 2008 года

Производство автоклавного газобетона на профессиональном и современном оборудовании ГРАС.