Rambler's Top100
Интернет-журнал 'Новая Политика'
Обеспечение нищей старости
Борьба с коррупцией уходит вширь
Навальный против Болотной
Судьба реформы РАН под вопросом
НОВОСТИ СТАТЬИ ИНТЕРВЬЮ ТЕМЫ
КОЛОНКИ СЮЖЕТЫ ПЕРСОНЫ АВТОРЫ

18+

ПОЛИТИКА    В МИРЕ    ЭКОНОМИКА    ОБЩЕСТВО    ПРОИСШЕСТВИЯ    КУЛЬТУРА    СПОРТ   

Авторские колонки

Москва и Баку: очередное потепление

15 августа 2013

Сергей МАРКЕДОНОВСергей МАРКЕДОНОВ
политолог, кандидат исторических наук

Президент России Владимир Путин 13 августа посетил с рабочим визитом Азербайджан. У визитов российских лидеров в Баку своя особая история. Первый президент РФ Борис Ельцин за весь период своего пребывания у власти не нанес ни одного официального визита в Азербайджан. Прикаспийскую республику он посетил только в апреле 2005 года уже в качестве почетного отставника.

Таким образом, Путин стал первым главой российского государства, который побывал в этом качестве в Баку после распада Советского Союза. Впервые это произошло в январе 2001 года. Тогда по итогам его официального визита были подписаны Бакинская декларация и совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспии. В память о первом путинском визите в азербайджанскую столицу была даже выпущена специальная марка. И начиная с 2001 года каждый новый визит либо российских руководителей, либо делегации высокопоставленных чиновников в Баку становится поводом для разговоров о "поворотном пункте" в двусторонних отношениях между Россией и Азербайджаном. Так было во время визитов Владимира Путина в феврале 2006 года, Дмитрия Медведева в июле 2008 и в сентябре 2010 года.

Не стал в этом ряду исключением и августовский визит Путина. Это была его первая поездка в прикаспийскую республику после возвращения в кресло главы государства весной прошлого года. Все обстоятельства бакинской поездки свидетельствуют о том, что президент России не рассматривал ее, как рядовое протокольное мероприятие. Во-первых, Путина сопровождала большая делегация, в состав которой входили представители высшего круга российской государственной власти и крупного бизнеса, связанного со стратегическими отраслями экономики. Среди участников бакинского визита был министр обороны Сергей Шойгу, министры энергетики и чрезвычайных ситуаций Александр Новак и Владимир Пучков, глава МИД Сергей Лавров, генеральный директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин, руководитель российской делегации на многосторонних переговорах по Каспийскому морю Игорь Братчиков, а также главы таких энергетических гигантов, как "Роснефть" и "Лукойл" Игорь Сечин и Вагит Алекперов.

В Баку Путин провел переговоры и совместную пресс-конференцию с Ильхамом Алиевым. В присутствии глав двух государств "Роснефть" и Государственная нефтяная компания Азербайджана подписали соглашение о сотрудничестве. В нем были прописаны условия поставок нефти. Всего же в ходе августовского визита было подписано шесть документов, касающихся широкого спектра проблем. Это и строительство автомобильного моста на межгосударственной границе, и гуманитарное сотрудничество, и кооперация по авиационному поиску.

Во-вторых, президентский вояж в Азербайджан сопровождался красноречивыми символами. Дружественный визит в Баку нанес также ракетный корабль из состава Каспийской флотилии ВМС России "Дагестан". На борту этого судна побывали Владимир Путин и Ильхам Алиев. Таким образом, Москва недвусмысленно продемонстрировала всю серьезность своего присутствия и своих интересов на Большом Кавказе.

Москва не готова к тому, чтобы полностью встать на сторону Баку в карабахском вопросе

Между тем, анализ визита главы российского государства в Азербайджан невозможно ограничить одними лишь внешними эффектами и количественными параметрами. Более того, это событие не может рассматриваться исключительно в рамках двусторонних отношений. Хотя бы потому, что за каждым визитом российских лидеров в Баку пристально следят в Ереване. Азербайджан рассматривается, как стратегический партнер России, но и Армению пока что никто не лишал этого статуса. Эта республика входит в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). С ней осуществляется широкое военно-техническое партнерство. И, в отличие от Азербайджана, оно ведется не по рыночным ценовым параметрам. Москва была бы рада видеть Армению и в интеграционных проектах, которые рассматриваются Путиным в качестве внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов.

Естественно, к российско-азербайджанским отношениям с большим интересом относятся США и европейские страны. Баку уже не первый год рассматривается, как важный участник энергетических проектов стран Запада. В афганской операции значение Азербайджана, как центра транспортной логистики, также велико. И, конечно же, как страны кавказского региона, так и внешние игроки заинтересованы в разрешении нагорно-карабахского конфликта, роль и значение России в котором не стоит преуменьшать.

Стал ли путинский визит в Баку каким-то новым этапом в развитии российско-азербайджанских отношений? Можно ли увидеть в нем поворот от Армении в сторону Азербайджана?

Если отойти от громкой риторики вокруг поездки, то следует заметить, что визит Путина проходил на фоне определенного охлаждения между Москвой и Баку. В 2012 году стороны не смогли прийти к компромиссу по поводу эксплуатации Габалинской РЛС. Уже в 2013 году Россия вышла из соглашения по транспортировке азербайджанской нефти по трубопроводу "Баку-Новороссийск", а также сократила импорт газа из прикаспийской республики.

Вообще, российско-азербайджанские отношения после 2001 года развивались, как череда подъемов и спадов. В 1990-х годах, пожалуй, не Грузия, а именно прикаспийская республика была самым проблемным партнером России в кавказском регионе. После первого визита Путина в Баку психологическая атмосфера в отношениях между руководством двух стран заметно улучшилась. Однако это не сняло накопившиеся проблемы. Поэтому после очередной порции заверений в дружбе и партнерстве страны всякий раз обнаруживали противоречия, которые подвергали существенной ревизии дипломатический оптимизм визитов и переговоров. При этом обе стороны старались не переходить некие "красные линии".

Примером тому является "оружейная история" начала 2009 года, когда в азербайджанских СМИ появилась информация о том, что Россия безвозмездно передала Армении оружия и боеприпасов на сумму 800 млн. американских долларов. После этого последовали резкие заявления МИД Азербайджана, вызов для разъяснений российского посла в Баку. Москва была вынуждена оправдываться, и эти оправдания признавались неудовлетворительными. Однако после двухдневного визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Азербайджан проблема была дезавуирована.

При всех существенных отличиях, эта история во многом повторяется в 2013 году. После охлаждения стороны хотят наполнить двустороннюю динамику позитивом.

Визит Путина в Баку не принес прорывов и крутых геополитических разворотов

Как бы то ни было, Москва не готова к тому, чтобы полностью встать на сторону Баку в вопросе о перспективах нагорно-карабахского урегулирования и отвернуться от Армении. На сегодняшний день оптимальным вариантом России, как и Западу, видится статус-кво. Вот и в Баку 13 августа Путин повторил тезис о том, что разрешение застарелого противостояния возможно только политическими средствами. В переводе с дипломатического языка это означает неготовность Москвы к сценариям "разморозки конфликта" по югоосетинскому или абхазскому сценарию. Российская дипломатия заинтересована в сохранении хрупкого баланса между Ереваном и Баку. В Армении находится российская военная база, но Азербайджан делит с РФ общий дагестанский участок границы. Дополнительная дестабилизация в этой части Кавказа не нужна ни российским, ни азербайджанским властям.

Сегодня Москва недовольна тем, как ведет себя Ереван, пытаясь помимо стратегического союзничества с РФ взаимодействовать с Евросоюзом (в ноябре Армения готовится парафировать Соглашение об ассоциации с ЕС). И визит в Баку, среди прочего, является неким сигналом армянским союзникам. Однако вряд ли Москва не понимает того, что Азербайджан – важный участник энергетических проектов Запада, которые рассматриваются не иначе, как альтернатива "энергетическому империализму" Кремля. И пока что не видно никаких намеков на то, что Баку готов отказаться от выгодного ему сотрудничества с США и ЕС. Для азербайджанской дипломатии, долгие годы строившей свою внешнюю политику по принципу "качелей", однозначный выбор в пользу либо Запада, либо РФ также не стоит в повестке дня. Таким образом, проблема выбора, к которой Москва подходит столь ревностно, никуда не исчезнет и на азербайджанском направлении.

Впрочем, у Москвы и Баку есть интересы помимо геополитики. В октябре в прикаспийской республике пройдут выборы президента. Ильхам Алиев рассматривается и на Западе, и в Кремле, как фаворит. Между тем, в ежегодном докладе Госдепа США по правам человека содержится критика в адрес официального Баку. В этом плане Москва вполне может помочь Азербайджану. Кремль уже не раз делал это. В 2005 и в 2008 гг. во время парламентской и президентской кампании Москва поддерживала Алиева. Кремль вполне сможет выразить одобрение официальному Баку в его стремлениях пролонгировать президентские полномочия действующего главы государства. В этом случае Азербайджан ничем особо не рискует. Его энергетическая роль все равно заставит и США, и ЕС искать дружбы с политической элитой Баку. Москве же, обеспокоенной дестабилизацией на Ближнем Востоке, смена власти в соседней кавказской стране представляется дополнительным риском для внутрироссийской безопасности. Отсюда и желание видеть Алиева в качестве "старого нового президента". Правда, в этом случае есть некоторый риск оттолкнуть от себя оппозиционно настроенные общественные круги Азербайджана. Они будут связывать укрепление "среднеазиатских тенденций" внутри страны с Москвой. Впрочем, эти вопросы российское руководство не рассматривает в качестве приоритетных.

Таким образом, визит Путина в Баку не принес прорывов и крутых геополитических разворотов. Однако некоторое потепление двусторонних отношений с соседним государством и прагматический стиль обсуждения проблем уже можно занести в актив.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Ключи: Владимир Путин, Азербайджан, визит, Ильхам Алиев

Архив колонок

Метрополитен откладывает модернизацию

Ерлан ЖУРАБАЕВ
Метрополитен откладывает модернизацию

Оскорбление, как преступление

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
Оскорбление, как преступление

Киев не умеет взаимодействовать с регионами

Сергей МАРКЕДОНОВ
Киев не умеет взаимодействовать с регионами

Психическая эпидемия Майдана

Лидия АНДРУСЕНКО
Психическая эпидемия Майдана

Судебный абсурд с антироссийским уклоном

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
Судебный абсурд с антироссийским уклоном

Главные новости

12:39

СМИ: в Донецкой области неизвестные напали на склады с оружием

11:50

В штате Джорджия разрешили проносить оружие в школы, церкви и бары

11:37

Fitch: Европе будет сложно найти замену российскому газу

11:25

ЕС рекомендует Киеву воздержаться от применения силы на востоке Украины

11:13

Зачистка продолжается: ЦБ РФ отозвал лицензии еще у двух банков

10:36

Правительство РФ потратит на госпрограммы до 2020 года более 80 трлн руб

10:11

"Правый сектор" формирует спецбатальон "Донбасс" для борьбы с ополченцами

09:59

Число жертв крушения парома "Севоль" возросло до 159 человек

09:48

Берлускони официально выходит на работу в дом престарелых

08:55

Генсек ООН Пан Ги Мун призвал Совет безопасности принять меры по Сирии

08:42

500 наблюдателей из Канады приедут на президентские выборы на Украине

15:55

Путин на совещание по развитию экономики РФ пригласил Кудрина

15:41

Лавров: военные РФ готовы мгновенно ответить на угрозу в отношении россиян


КАРТА САЙТА   О ПРОЕКТЕ   ВАКАНСИИ   РЕДАКЦИЯ   СОТРУДНИЧЕСТВО   КОНТАКТЫ   ЦЕНТР "НОВАЯ ПОЛИТИКА"
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Цитирование и перепечатка приветствуются
при ссылке на интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).
Главный редактор - Олег Недумов. Телефон редакции: +7 (495) 783-9839
E-mail: welcome@novopol.ru

Производство автоклавного газобетона на профессиональном и современном оборудовании ГРАС.