Франция: партия власти и европейская политика

Пережив первое потрясение после провала евроконституции, французская правящая партия продолжает строить планы на будущее. СНД уверенно заявляет о своей готовности добиваться дальнейшего укрепления позиций страны на мировой арене, на европейском континенте, в частности.

Правоцентристская партия “Союз в поддержку народного движения” (СНД) занимает лидирующие позиции в партийной системе Франции. После поражения “левых” на парламентских выборах 2004 г. СНД возглавила союз “правых” сил и является правящей партией. СНД имеет 362 места в Национальной Ассамблее (председатель – Бернар Акуае/Bernard Accoyer), 155 мест в Сенате (председатель группы Жослин де Роан/Josselin de Rohan), 17 – в Европарламенте.

Программные установки на европейском направлении предполагают развитие Франции путем конкуренции с другими европейскими государствами, сохранение идентичности при объединении. Видится необходимость “сближения” Европы с рядовыми гражданами: принятие решений общеевропейского масштаба должны осуществляться на европейском уровне, задачи по развитию экономики и гражданского общества остаются приоритетом каждой отдельной страны [1]. Ярким примером данной концепции может служить дискуссия и выступления членов СНД по поводу решения некоторых стран во главе с Великобританией на заседании Совета Европы в июне 2005 г. оспорить общую сельскохозяйственную политику (PAC). Сенатор от СНД Жослин де Роан выступил с резкой критикой в адрес Блэра за “пренебрежение сельскохозяйственной политикой Европы в то время как США наступают на данном направлении” [2]. Европа является вторым экспортером с/х продукции в мире. Франция считает политику в области сельского хозяйства эффективной, важной и актуальной (около 20 % частных предпринимателей во Франции заняты в с/х отрасли). В данном вопросе СНД практически единодушно поддерживает Ширака и в случае смены президента, концепцию не планируется менять. В какой-то степени Франция видит своей глобальной задачей “накормить голодных” [3], что еще раз подчеркивает сохранившиеся имперские амбиции.

Построение сильной Европы видится руководству СНД единственно возможным на основе реабилитации основных политических принципов: эффективность, прагматизм, открытый диалог. Франция в новой Европе, по их мнению, займет ключевые позиции, причем основываясь на культурных, исторических традициях и патриотизме в новых динамичных условиях.

В настоящее время “Союз в поддержку народного движения”, в который входит президент страны Жак Ширак и которым руководил союзник Ширака Ален Жюппе [4], возглавляет один из наиболее популярных на сегодняшний день политиков Франции Николя Саркози/Nicolas Sarkozy [5] (на партийных выборах Саркози набрал 85,1 % голосов, обогнав своих соперников: Николя Дюпон-Эньян, лидер “суверенистов” в рядах СНД, получил 9,1 %, а Кристин Бутэн – только 5,8 %). Возглавив СНД, Саркози покинул пост министра экономики, финансов и промышленности Франции, который он занимал до выборов [6]. Съезд СНД, на котором состоялось избрание Саркози, стал самой дорогостоящей партийной конференцией в истории Франции; большая часть средств была потрачена на хорошо отрепетированную презентацию в американском стиле.

В начале своей политической карьеры Саркози считался протеже президента Ширака, однако впоследствии стал его соперником. С приходом Саркози в СНД произошел раскол на две группы. Одна из них остается верной Шираку; другая, составляя большинство на сегодня, видит в Саркози свой шанс на победу в президентских выборах 2007 г. Сам Саркози уверяет, что ему “ни за что на свете не хотелось бы стать премьер-министром при Шираке, так как последний якобы задаёт тон всему правительству” [7]. Ширакисты, в свою очередь нередко обвиняют Саркози в “коммунотаризме” и чрезмерном преклонении перед “американской мощью”. Лидер СНД демонстрирует неоднозначный подход как в решении внешнеполитических вопросов, так и во внутренних делах страны. В экономической области он демонстрирует смесь протекционистских устремлений с определенной долей либерализма, заявляя, что французам “не стоит опасаться быстрого экономического успеха”, призывая их больше работать. Будучи министром внутренних дел, он очень жестко подошел к борьбе с преступностью, однако оставался либералом во многих социальных вопросах, пропагандируя также более толерантное отношение к этническим меньшинствам и веря в возможность интеграции мусульманского населения во французское общество. Когда Саркози занимал пост министра внутренних дел и внутренней безопасности Франции, он был одной из самых популярных фигур в правительстве (по данным общенационального опроса 56 % французов, готовы на выборах в 2007 г. проголосовать за Саркози) [8]. Будучи гибким политиком, в то же время в некоторых вопросах европейского строительства Саркози допускает достаточно однозначные высказывания. Так, в последнее время западноевропейские бизнесмены склоняются к переводу своих производств на восток, где затраты существенно меньше, а доходы больше. Недовольство по этому поводу высказывали как правительства, так и профсоюзы стран-старых членов ЕС. Особое недовольство вызывают низкие налоги стран-новичков ЕС. Саркози высказался резко и недвусмысленно “…Я думаю о наших эстонских друзьях, которые ввели у себя нулевую ставку налога. Как же вы можете просить о немалых суммах из структурных фондов ЕС, имея при этом нулевые налоги? Кто может такое понять?” [9]. В 2004 г. при обсуждении острого вопроса о вступлении Турции в ЕС Саркози категорически выступил против: “Переговоры с Турцией о ее вступлении в Евросоюз не имеют смысла…у Евросоюза есть более срочные и важные проблемы, чем вопрос о переговорах с Турцией…” [10].

После избрания Саркози на пост руководителя СНД Ж. Ширак определил для него лично и для СНД одну из главных задач: провести референдум по Европейской конституции, который назвал “великой битвой 2005 года” [11]. Работа в данном направлении велась достаточно активно, и большинство высказываний членов партии было ориентировано на поддержку конституции. В специальном вестнике сенаторов СНД по вопросам европейского строительства положительные стороны конституции, основные цели и задачи были представлены достаточно определенно [12]. Выходили многочисленные публикации членов СНД в поддержку Конституции, в которых основными преимуществами отмечались намеченные пути развития ЕС, превращение его в более эффективное, транспарентное и демократическое объединение [13].

После “провала” конституции во Франции, политики не раз обращались к анализу такого исхода голосования. Руководство СНД в своих выступлениях подчеркивало приверженность Франции идее о том, что расширение Евросоюза должно сопровождаться глубокими конституционными изменениями в политике и социальных вопросах, подчеркивая, что новая конституция отвечает в целом этим требованиям. Приоритетами европейской политики СНД во главе с Саркози видит (1) особое экономическое управление и регулирование зоны евро, (2) повышение роли общественных институтов, (3) сохранение “исключительности культур” наций, (4) сохранение языковой культуры [14]. Основной причиной поражения евроконституции во Франции СНД видит ситуацию в бюрократизированных институтах ЕС, которые оказывают давление на государства-члены, не имея глубоких корней в этих странах. До настоящего времени ни европейские институты, ни единая валюта были не достаточны для построения общеевропейского общества – такой позиции придерживается большинство в СНД.

После итогов референдума 29 мая 2005 г. Саркози призвал французов к “тройному перевороту”: (1) изменению принципов политического планирования (“СНД должен быть впереди правительства, стать местом дебатов, которые определят будущее французского общества”); (2) абсолютной и срочной реабилитации трудовой деятельности (более активное привлечение трудоспособного населения к работе); (3) приданию новой силы существующей социальной модели общества [15].

Несмотря на видимую поддержку Ширака со стороны СНД и публичные переживания Саркози, провал референдума во Франции не так подрывает авторитет Саркози, как действующего президента, и соответственно, не уменьшает шансы лидера Союза на победу в 2007 г. Саркози считает необходимым ежемесячно (до июня 2006 г.) собирать тематические заседания (конвенции) партии для подготовки законодательного проекта к 2007 г., что еще раз подчеркивает его решимость бороться за президентское кресло. Политические взгляды лидера СНД формировались во Франции 1970-х, когда происходил резкий спад зарегулированной экономики после почти трех десятилетий послевоенного роста, вследствие чего он стал сторонником отказа от жесткого регулирования и уменьшения социального влияния государства.

Имея лидером Саркози, СНД может эволюционировать из партии консервативного и значительной степени националистского большинства в сторону большего учета вызовов глобализации и проамериканизма. Данная тенденция усугубляется тем, что на сегодня Саркози – реальный претендент на пост президента в 2007 г.

СНД декларирует себя как партия широкой политической и социальной платформы, “политического большинства, которое объединяет голлистов, христиан-демократов, либералов, радикалов”. По мнению руководства партии СНД должен стать (или уже является) “новой политической силой, открытой для всех французов” [16], которая сможет объединить “правый” лагерь. “Объединять” – ключевое слово Союза, которое звучит в названии (Union). В президентском послании партии в ноябре 2004 г. Жак Ширак подчеркнул важность сохранения союза между правыми и центристами: “Сегодня вы являетесь его верными стражами. Ничто и никогда не должно поставить его под сомнение” [17]. Принципы, провозглашаемые партией: (1) слушать, (2) понимать, (3) участвовать, (4) уважать. В партийных документах большое внимание уделено национальным идеям, укреплению позиций Франции на международной арене, в некоторой степени исключительности и величию страны. Термин “нация” вынесен отдельным пунктом в хартии СНД. Среди приоритетов выделяется восстановление доверия общества к власти, пропагандируется “просвещенный национализм”. “…Необходимо вновь придать политической деятельности силу, содержательность, благородство, полезность…Французы ждут появления мобилизующего проекта, который вернет уверенность всем им и каждому в отдельности … вот первая миссия нового народного движения” [18].

Задача государства видится в сохранении его патерналистской роли при приоритетности индивидуализма и личной инициативы, в гарантии защиты граждан в любых условиях.

В политической платформе СНД звучит принцип единства нации и солидарности, основанный на историческом лозунге “свобода, равенство, братство” (liberte, egalite, fraternite) [19]. Понятие “нация” ассоциировано в документах партии с такими символами, как Марсельеза, 14 июля, трехцветный флаг и т.д. Звучит призыв к сохранению традиций, возвышению нации путем участия в построении безопасного общества в Европе, основанного на национальной обороне и дальнейшем развитии франкофонии. “Мы отказываемся от “коммунотаризма”, который принижает нашу идентичность, но мы уважаем обмен мнениями и взаимное обогащение народов. Европейская интеграция должна гарантировать именно такой диалог наций” [20].

Таким образом, французская правящая партия не питает радужных надежд по поводу Евросоюза. Поддерживая расширение на Восток, Франция видит, с какими экономическими и политическими трудностями приходится сталкиваться “старым” членам. Амбиции французов по лидерству в Европе и экономической независимости от “новых” членов ЕС встречают на пути весьма ощутимые преграды. И вопрос, сможет ли СНД стать реально уважаемым в стране лидером в 2007 г. остается открытым.


[1]

www.u-m-p.org

[2]

Josselin de Rohan. Bernard Accoyer. La PAC, un enjeu pour l’avenir. Le Figaro, 24 juin 2005.

[3]

там же

[4]

А. Жюппе был вынужден оставить пост руководителя СНД, после признания его виновным в махинациях с партийными деньгами; суд приговорил его к условному заключению и поражению в гражданских правах.

[5]

Саркози – сын венгерских иммигрантов еврейского происхождения, 1955 г.р., место рождения г. Париж. Полное имя – Николя Саркози де Нажи Бокса. Юрист по образованию. В 1976 г. вступил в молодежную организацию деголевской партии Объединение в поддержку республики (ОПР). В 1977 г. стал членом руководства ОПР. В 1990 г. – национальный секретарь, а с 1998 г. – генеральный секретарь партии. После поражения ОПР на выборах в Европарламент в 1999 г. подал в отставку с поста лидера партии. Саркози быстро сделал карьеру. В 21 год стал муниципальным советником престижного буржуазного города Нейи под Парижем. В 28 лет его избрали мэром, а в 33 года – депутатом Национального собрания. Занимал посты министра.

[6]

Французская традиция не допускает совмещения партийных и административных функций

[7]

www.kommentator.ru

[8]

www.explan.ru

[9]

www.ruseu.org

[10]

www.news.proboga.com

[11]

www.inopressa.ru

[12]

actualites europeennes, mars 2005, N 17

www.groupe-ump-senat.org

[13]

Le Figaro, le 31 mars 2005. Du non а Maastricht au oui а la Constitution. Roger Karoutchi, Serge Vincon, Jean-Francois Legrand, Dominique Braye

[14]

Le Figaro 13 mai 2005. Paradoxes europeens. Hubert Haenel. www.lefigaro.rf

[15]

www.u-m-p.org

[16]

www.u-m-p.org

[17]

www.inopressa.ru

[18]

выступление Саркози, ноябрь 2004 г. Париж. www.lemonde.fr

[19]

www.u-m-p.org. Chartre de UMP “Les formes diverses de solidarite de proximite developpent la solidite du lien social et la generosite indispensable а toute vie collective…”

[20]

www.u-m-p.org