Эпоха титанов, или Что возрождал Ренессанс?

Эпоха титанов, или Что возрождал Ренессанс?

Фото: Микеланджело Буонаротти, фрагмент росписи «Сикстинской капеллы», 1508 - 1512 г.

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Данте, Шекспир, Петрарка – имена титанов эпохи Возрождения можно перечислять очень долго. Но что же это было за время? Почему именно период с XIV по XVII век дал миру столько великих художников, писателей, ученых и философов? Давайте попробуем разобраться.

1

Что такое Возрождение?

Эпоха Возрождения или Ренессанс (Renessance) – это период в средневековой истории с XIV по XVII века, когда произошла резкая смена направления развития искусства, культуры и философии в сторону «очеловечивания». Несмотря на то, что в той или иной степени подобные изменения коснулись очень многих культур, обычно понятие Возрождения связывают с Западной Европой.
Здесь искусство берет курс на античность, художники начинают изображать обнаженную натуру, писатели посвящать произведения повседневной жизни, а главный мировоззренческий принцип гласит «жить нужно здесь и сейчас». Тогда же активно начинает развиваться наука: Парацельс пишет медицинские трактаты, Коперник выдвигает гелиоцентрическую теорию, проводит исследования Галилей, а Гуттенберг изобретает книгопечатание.
 

2

В чем заключалась философия Ренессанса?

Эпоха Возрождения делится на три периода: антропоцентрический (гуманистический) – с середины XVI по середину XV века, неоплатонический – с середины XV по начало XVI века и натурфилософский – по начало XVII века.
Именно во время первого периода Возрождения во главу угла начали ставить не Бога, а человека, который по утверждению философов того времени, сам может определять свою судьбу. Наиболее ярким представителем данного этапа можно назвать Данте Алигьери.
Неоплатонисты, как понятно из названия этого философского течения, брали за основу учение Платона, которое совмещало материализм с глубоким мистицизмом, однако в переработанном и усовершенствованном виде. Здесь прославились Николай Кузанский, Пико делла Мирандола.
Сторонники натурфилософии подхватили и развили материалистические теории, уравнивавшие Бога с природой. В это время прославились Николай Коперник и Джордано Бруно.
 

3

А что в искусстве?

Если о философии эпохи Ренессанса знают не все, то имена великих деятелей искусства того времени на слуху у каждого.
Родиной европейского Возрождения можно с уверенностью назвать Италию – наследницу древнеримской культуры. Именно она дала миру Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли, Тициана и многих других мастеров, чьими шедеврами человечество не устает восторгаться вот уже много веков. Другим очагом расцвета изобразительного искусства в то время стала Голландия, где творили Рубенс, ван Дейк, Рембрандт.
Что касается литературы и драматургии, то с эпохой Возрождения связаны имена Петрарки, Сервантеса, Данте, Шекспира, Лопе де Вега, Боккаччо, Ронсара и других.
 

4

Откуда взялся Ренессанс?

Однако напрашивается главный вопрос: почему вообще возникло такое явление, как Ренессанс? Что послужило причиной того, что люди начали отказываться от христианских идей, которые были неизменными в течение многих веков?
В современной исторической науке принято связывать это с более широким, нежели раньше, распространением знаний (после изобретения печатного станка книги стали доступнее), сменой государственный формаций (переход от феодализма к капитализму), потребностью человека жизнь «здесь и сейчас». А главное, принято противопоставлять Возрождение и Церковь. Мол, передовые наука и искусство Ренессанса боролись с «церковным мракобесием», и, если бы не началось повсеместное возрождение античных (читай языческих) традиций, мир бы никогда не узнал ни Леонардо да Винчи, ни Шекспира. Так ли это?
 

5

А была ли борьба?

Эпоха Возрождения, охватывающая период с XIV по XVII века, – это еще и время расцвета инквизиции в Европе. И вот ее-то и принято считать главным инструментом борьбы Церкви с передовой мыслью эпохи Возрождения. Однако давайте вспомним историю. Многих ли гениев Ренессанса преследовала инквизиция? Микеланджело и Леонардо да Винчи расписывали церкви, вся Европа смеялась и плакала над пьесами Лопе де Вега, влюбленные читали друг другу сонеты Петрарки, а великий врач Парацельс, если и пострадал от того-то, то от своих же коллег, которые из зависти ославили его как шарлатана.
Более того, многие ли философы, проповедовавшие в то время откровенно материалистические теории, были арестованы или сожжены на костре? Такая судьба постигла фактически только Джордано Бруно, однако до сих пор нет точных сведений о том, что являлось истинной причиной ареста.
При этом именно монастыри были оплотом тогдашней науки, а также тут всегда были большие библиотеки (до изобретения книгопечатания перепиской книг занимались монахи).
 

6

А как же «охота на ведьм»?

Эпоха Ренессанса характеризуется возрождением не только античного искусства и философии, но также и традиций, который неизменно связаны с язычеством и оккультными практиками. Именно в этот период по всей Европе возникает большое количество тайных орденов, алхимических лабораторий и мистиков всех мастей. Однако и здесь Церковь оказывается осторожна в преследованиях. Как показывает история, Мишель Нострадамус беспрепятственно издавал брошюры со своими пророчествами, астролог-прорицатель Раньо Неро был монахом-францисканцем, а Николя Фламель прославился не только как великий алхимик, но и меценат, жертвовавший большие средства в пользу Церкви. И даже осужденному на пожизненное заключение (якобы за подготовку государственного заговора) доминиканскому монаху Томаззо Кампанелле никто не возбранял писать его утопический «Город Солнца» и составлять гороскопы для первых лиц Европы.
Так о каком противостоянии «передовой мысли» и христианства может идти речь? Скорее уж можно говорить об уступках со стороны западной Церкви в пользу совсем нехристианских явлений.
 

7

Только ли Западная Европа?

Любопытно, что в тот же период времени Возрождение начинается и в других частях света. Чуть раньше западного культурный всплеск наблюдался на Арабском востоке (и впоследствии оказал немалое влияние на Европу), также XIV-XVI века – период расцвета искусства и культуры в Японии и Китае. Например, в XIV веке был возведен шедевр мирового зодчества – японский замок Химедзи или Замок Белой Цапли, названный так за особое изящество форм, напоминающих танцующую птицу.
 

8

Было ли Возрождение на Руси?

Что до Руси, то, в отличие от атеистических настроений Запада, тут наблюдается большой духовный подъем, появляются сотни святых, среди которых воины Пересвет и Ослябя, князь Дмитрий Донской и, конечно, преподобный Сергий Радонежский. Искусство Руси того времени также было проникнуто глубокой религиозностью – в то время творили Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, писал свои труды инок Филофей (именно он впервые назвал Москву «Третьим Римом»).
Также развивается литература: пишутся жития святых, исторические рассказы. Ведется просветительская работа среди коренных народов, в частности св. Стефан Пермский составляет грамоту для пермяков и переводит на их язык Святое Писание.
А вот искусство западного Возрождения было прекрасно, но в большинстве своем бездуховно. Как метко заметил один исследователь, «На западных мадонн можно любоваться, но молиться на них невозможно».
При этом нельзя сказать, что Русь была оторвана от Запада. Например, при царях Иване III и Василии III приглашаются итальянские мастера, которые принимают участие в строительстве московского Кремля, храма Василия Блаженного и других архитектурных шедевров.
 

9

И все-таки, есть ли причина?

Как мы видим из всего вышесказанного, однозначно ответить на вопрос о причинах и предпосылках Возрождения невозможно. В каждой части света они будут свои, да и характер самого Ренессанса везде разный: на Западе это отход от духовности в пользу материализма и антропоцентризма, на Руси – напротив, небывалый духовный подъем. А искусство, наука и философия лишь являются отражением и индикатором общественных настроений.
Видимо, здесь вступают в силу исключительно законы развития человеческого общества, согласно которым именно на этом витке ему надлежало проявить себя максимально ярко.
 

Екатерина Гурская, аналитик

Источники

  • http://www.arthistory.ru/renaissance.htm
  • http://www.countries.ru/library/renesans/vzretaps.htm
  • http://flourishing.ru/renaissance
  • http://renessans.jimdo.com/причины-начала-возрождения-в-италии/
  • http://intencia.ru/Pages-view-274.html
  • https://www.sedmitza.ru/lib/text/431766/
  • http://studfilosed.ru/konspekt-lektsij-po-filosofii/205-gumanizm-neoplatonizm-naturfilosofiya-kak-napravleniya.html
  • http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=95:2010-12-10-22-11-59&catid=38:nauka&Itemid=126
  • http://www.renclassic.ru/Ru/34/750/
  • http://www.renclassic.ru/Ru/34/1243/
  • http://www.moluch.ru/archive/68/11714/
  • http://zema.su/blog/epokha-vozrozhdeniya-dlya-rossii-i-zapada