История цензуры в России или «Казнить нельзя помиловать»

История цензуры в России или «Казнить нельзя помиловать»

Фото: karnazytsky.com

В наше время слово «цензура» воспринимается исключительно негативно, ведь это контроль власти над содержанием распространяемой в стране информации. То есть, закономерно, это ограничение свободы мысли и самовыражения. Сегодня у нас в стране цензуры практически нет. Хорошо это или плохо?

1

Первые шаги

С детства мы воспитаны на произведениях русских классиков, которых в школьной программе преподносили как борцов с системой и жертв цензуры, являвшейся во времена царской России настоящим бичом прогрессивной литературы. Как же обстояло дело в действительности?
Изначально на Руси цензура занималась только духовной литературой и политики не касалась — никому в голову не приходило хулить царя, а царю — искать крамолу в произведениях искусства. А вот при Петре I все изменилось. Российский император лично редактировал религиозные тексты, в результате чего монахам, которые ранее занимались переводами и изданием книг, было запрещено даже иметь письменные принадлежности.
Инициативу Петра подхватили его преемники. Так первым поэтом, пострадавшим от цензоров, стал Василий Тредиаковский, а причиной стало лишь слово «императрикс», употребленное по отношении к императрице Анне Иоанновне и показавшееся цензорам подозрительным.

 

2

Эпоха просвещения

Ни Елизавета I, ни Екатерина II не слишком усердствовали по части цензуры. В 1783 году в России была создана вольная типография, где любой желающий мог печатать все, что хочет. Именно благодаря такой типографии свет увидел «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева. Однако в последствии Екатерина Великая все же внедрила систему контроля театров и книг.
Далее цензура в России то усиливалась, то ослабевала — все зависело от главы государства и исторических событий. Так, после восстания декабристов Николай I начал закручивать гайки, а при сменившем его Александре II книги объемом до 160 страниц могли выходить вообще без цензуры, от прессы не требовали согласования статей с государственными чиновниками. Однако император крайне негативно относился к разжиганию «неприязни и ненависти одного сословия в государстве к другому» (так это было сформулировано им лично), то есть, к провоцированию классовой ненависти. К сожалению, ничем хорошим либерализм государя не кончился — в результате одного из многочисленных покушений он был убит.

 

3

Цензура и цензоры

Что же контролировала цензура в царской России? Прежде всего, конечно, наличие в произведениях искусства и прессе информации, подрывающей устои государства, а также противоречащий нравственным нормам и оскорбляющей религиозные чувства людей и Церковь. Само собой, ненормативная лексика из текстов также удалялась.
Впрочем, надо сказать, что порой цензорами работали люди не слишком далекого ума, в результате чего возникали настоящие курьезы. Например, вот строчка из стихотворения В. Олина «Стансы к Элизе»: «Что в мнении людей? Один твой нежный взгляд дороже для меня вниманья всей вселенной…». И вот ответ на это безымянного цензора: «Сильно сказано; к тому же во вселенной есть и цари, и законные власти, вниманием которых дорожить нужно».
А если судить по некоторым стихотворениям А.С. Пушкина, например, «Посланию цензору», то великий русский поэт не страдал от «душителей свободы слова», а от всего сердца сочувствовал тем, кому приходится прочитывать огромное количество откровенно бездарных произведений:
…Во-первых, искренно я признаюсь тебе,
Не редко о твоей жалею я судьбе:
Людской бессмыслицы присяжный толкователь,
Хвостова, Буниной единственный читатель,
Ты вечно разбирать обязан за грехи
То прозу глупую, то глупые стихи.

 

4

Генеральная линия партии

Во время советской власти цензура расцвела пышным цветом. Теперь все произведения искусства и СМИ должны были быть строго идеологически выдержанными, любая критика действующей власти сурово наказывалась.
Каждое художественное произведение рассматривалось худсоветом – группой деятелей культуры и партийных чиновников, в чьи обязанности входило исследование предложенного фильма, спектакля, книги или песни на предмет их художественной и идеологической ценности. В результате целый ряд кинокартин, снятых в советское время, увидел свет только недавно (по крайней мере, в своей полной, неурезанной версии). Такова судьба, например, фильмов Андрея Тарковского, песен Владимира Высоцкого и писателей-диссидентов: В. Аксенова, И. Бродского, А. Солженицына, В. Войновича и других.
Впрочем, после смерти Сталина хватка цензуры несколько ослабела: в 60-80-х годах вышли замечательные комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, фильмы Георгия Данелия и Григория Чухрая, книги В. Дудинцева, стихи Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко.

 

5

Попса и «неформат»

Сегодня в нашей стране цензуры практически нет. По крайней мере, идеологической и культурной. Единственный критерий для издателей или продюсеров – кассовость проекта. Как следствие – засилье низкопробного искусства, так называемой попсы, рассчитанного на то, что большинство охотнее заплатит деньги за то, к чему не нужно прилагать умственные усилия. «Пипл схавает» – так говорят циничные продюсеры, предлагая народу очередной низкокачественный продукт за большие деньги. И «пипл хавает» – гогочет над шутками Петросяна, зачитывается Дарьей Донцовой, слушает безголосых певичек-однодневок и радио «Шансон» с его уголовной лирикой.
Тематика фильмов зачастую также определяется не государством, а тем, кто вкладывает деньги в проект. Так появляются откровенно антироссийские фильмы, вроде «Жила-была одна баба» (который, кстати, еще и целый ряд хвалебных отзывов получил).
Отсутствие цензуры означает, что произведение любой тематики может увидеть свет, однако на практике это не так. По-настоящему талантливые, нравственные книги и фильмы сегодня оказываются «неформатом».

 

6

Возрождение худсоветов?

Несколько лет назад президент Белоруссии Александр Лукашенко своим указом фактически возродил худсоветы — теперь они называются художественно-экспертные комиссии. Функции их те же, что и у предшественников. Задача организации сформулирована так: «Недопущение проведения мероприятий, представляющих угрозу национальной безопасности, и обеспечение высокого художественного уровня концертов и спектаклей».
Депутаты от компартии России также направили обращение министру культуры РФ с просьбой создать художественные советы на отечественных телеканалах. Однако президент Академии российского телевидения А. Акопов решительно возразил против подобного предложения. Таким образом, пока что возможность какого-либо контроля качества и нравственного уровня телевизионного контента остается открытым.

 

7

«Ну, погоди!» 16+

Нельзя сказать, что ничего не делается в принципе. Было запрещено публичное употребления мата, заблокированы сайты, распространяющие детскую порнографию. Однако зачастую при взгляде на современную цензуру вспоминается известная поговорка о дураке, которого заставили молиться Богу: введение возрастного ценза на телевидении порой выглядит абсурдным (у познавательных или приключенческих фильмов стоит рейтинг 16+), а история с мультфильмом «Ну, погоди!», признанным вредным из-за сцен курения, стала уже притчей во языцех.
 

8

Заключение: учиться на прошлых ошибках

Издревле те, в чьих руках была бразды правления, понимали, что искусство – книги, живопись, музыка, театр, позже кино обладает огромной властью над умами людей. И с их помощью можно воспитать любое общество, направив его мысли и действия в нужную сторону.
История цензуры говорит о том, что как только контроль ослабевал, в стране начинались всевозможные смуты и революции. Есть, над чем задуматься…

 


Источники

  • http://lenta.ru/news/2008/06/02/experts/
  • http://magazines.russ.ru/nlo/2004/66/pisat29.html
  • http://izvestia.ru/news/576241
  • http://echo.msk.ru/programs/kulshok/518915-echo/
  • http://www.hrights.ru/text/b4/Chapter5.htm
  • http://www.memo.ru/about/bull/b20/23.htm
  • http://www.pseudology.org/tsenzura/tsetzurahistory/library_view_bookc19f.html?chapter_num=40&bid=79
  • http://w-o-s.ru/article/6096