Иван-царевич и Микки-Маус: вестернизация русской культуры.
Иван-царевич и Микки-Маус: вестернизация русской культуры.

Иван-царевич и Микки-Маус: вестернизация русской культуры. Часть первая

Фото: openrussia.org

Проблеме вестернизации посвящены многие научные статьи и монографии, ее упоминают политики и общественные деятели в ходе своих публичных выступлений. Кто-то озабочен проникновением инородных культурных стандартов в нашу жизнь, кто-то рассматривает вестернизацию (читай, американизацию) как спасительный путь, ведущий общество, прежде всего, к экономическому благосостоянию. Постараемся и мы разобраться с этой непростой темы.

1

Что такое вестернизация?

Согласно определению, данному в словаре Уэбстера, «вестернизировать» – значит оказывать влияние посредством западных идей и обычаев. Почти аналогичное пояснение феномена вестернизации можно встретить во многих других справочных изданиях: «преобразование на западный манер характера идей в институтах восточных народов и стран», «внедрение западных идей, стиля жизни и т.д.». Проще говоря, это процесс уподобления различных обществ западной форме общества, включая все существующие формы его функционирования. По своей сути вестернизация может быть поверхностной – с сохранением традиционного ядра культуры и общественного устройства, а может быть глубокой – данная форма осуществляет перенос структур, технологий и образа жизни западных обществ в незападные куда более интенсивно, с последующим замещением их ценностей и установок. Также принято считать, что вестернизация идет рука об руку с глобализацией, представляя собой один из инструментов ее внешней экспансии.
 

2

Когда вестернизация стала проявляться в России?

Начальный период вестернизации в России выпадает на проведение реформ Петра, который отнюдь не ставил целью тотальное заимствование западных ценностей. Перенос отдельных аспектов жизни Европы того времени не лишало Россию культурного своеобразия, перемены носили избирательный характер. От западной культуры усваивалось лишь технорациональное, промышленное, все то, что прежде всего способствовало успешному решению задач государственного управления, позволяло своевременно развиваться, будучи готовыми ответить на внешнеполитические вызовы. Русское общество оказалось способным переосмысливать чужой опыт, нейтрализовывать его негативные последствия, превращать всякое заимствование в нечто личное. К примеру, непосредственно в культурной среде отпечатки вестернизации обнаружить не так сложно. Подавляющее большинство классических литературных произведений содержат обширные вкрапления французского языка, языка русского дворянства, вследствие позиционирования Франции, как европейского гегемона, вплоть до конца наполеоновских войн. А если говорить о музыке, то все три балета П. И. Чайковского были поставлены по французским и немецким сюжетам.
 

3

Как этот процесс влияет на культуру?

Как мы видим, проникновение в жизнь российского населения отдельных элементов западной культуры имеет свою давнюю историю. В нынешнее же время процесс вестернизации в большей степени касается молодого поколения. Популярность западного образа жизни в нашей стране пришла в девяностые годы, когда после перестройки рухнула советская идеология. В Россию с невероятной скоростью начали проникать элементы заокеанской культуры. Все новое принималось обществом очень быстро и прочно закреплялось в сознании. Поэтому одной из характерных черт вестернизации сегодня является ее сознательно-организованный характер. Данный процесс находит отражение на всех уровнях: от воспитания и образования до производства кинофильмов, телепередач, создания литературных и музыкальных произведений, которые, как правило, рассчитаны на массовое потребление. В Европе ответом на возрастающую американизацию культуры было введение системы специальных квот. Идея заключалась в поддержке производителей национальной кино-, теле- и музыкальной продукции. Например, радиостанции обязали включать в репертуар местных исполнителей. Но это не особо помогло, поскольку на процесс влияют огромные медиакорпорации, которые располагаются в США. В подобном же состоянии находится и Россия, в которой также имела место подобная практика, давшая весьма скудные плоды. Сегодня мы все еще наблюдаем стабильно высокие показатели наличия зарубежных сценариев в развитии местной культуры. И в таких условиях чрезвычайно непросто прийти к пониманию и обсуждению необходимости каких-то изменений культурной политики.
 

4

Является ли вестернизация угрозой для русской культуры?

На самом деле проблемой является не вестернизация, а постепенный регресс и низкая ориентированность общества в проблемах культуры и искусства. Отчасти это обусловлено тем, что искусство и бизнес теперь – почти тождественные понятия. Примитивные вкусы определенной части элит способствуют производству продуктов, ориентированных на массовое восприятие, они отличаются поверхностной, незамысловатой природой. Ценность произведения теперь определяется кассовыми сборами, а не его содержанием. Чтобы изменить отрицательный вектор развития в противоположную сторону, необходимо более тщательное регулирование культурной политики на государственном уровне, которое позволило бы отсеять низкопробные материалы из поля зрения в пользу более качественных, где романтизация культуры потребления и поэтизация богатства могут занять лишь ограниченное место.
 

Иван Кравченко, аналитик

Источники

  • http://echo.msk.ru/blog/russkiysvet_dot_narod_dot_ru/1346812-echo/
  • http://sputnikipogrom.com/politics/11848/hip-hop-diplomacy/
  • http://www.mk.ru/politics/2010/11/28/547720-vesternizatsiya-kak-modernizatsiya.html