Новый шелковый пкть

Новый «Шелковый путь» из Китая проложили в обход России. Почему?

13 декабря на вокзал Тбилиси торжественно прибыл первый транзитный поезд из Китая, отправленный по транзитному маршруту, проложенному в обход России. То, что наша страна, претендующая на роль ключевой транзитной державы, оказалась «за бортом», может показаться странным. Чем же это вызвано?

1

«Шелковый ветер»

Транзитный маршрут из Китая в ЕС через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию получил название Silk Wind («Шелковый ветер»). Это часть глобального китайского проекта Нового Шелкового пути, который должен обеспечить дешевую и быструю доставку китайских товаров в Европу. Грузы из Китая отправляются в казахстанский порт Актау на Каспии, оттуда паромом перевозятся в Баку. Из азербайджанского порта товары сперва перевозятся по железной дороге в Тбилиси, откуда попадают в порт Поти. А затем грузы на паромах пересекают Черное море.
 

2

Кому выгоден новый маршрут?

Само собой, для всех транзитных государств. Ведь деньги за транзит грузов получат они, а не Россия. Особенно нахваливают новую ветку «Шелкового пути» грузинские власти. «Мы можем в беспрецедентно короткие сроки, за 8−10 дней, принять грузы в Грузии, затем за 3−5 дней — в разных странах Европы. „Шелковый путь“ — это дешевый и кратчайший путь, в пять раз уменьшенный путь из Азии в Европу». А вот Китай прямой финансовой выгоды не получит: доставка одного контейнера новым маршрутом происходит за две недели, но обходится минимум в 9 тысяч долларов. Доставка этого же контейнера в Европу морским транспортом – в три тысячи, пусть и за 5-7 недель. При этом морских участков пути и многократных перевалок груза избежать на новом маршруте все равно не удается.
 

3

А почему в обход России?

Китайские власти вполне разумно рассудили, что не стоит «класть все яйца в одну корзину». И дело не только и не столько в том, что китайцы не хотят попадать в зависимость от Москвы (собственно, это им и не грозит), а в том, что наличие альтернативного маршрута позволяет куда продуктивнее торговаться как с Россией, так и со странами, «причастными» к новой ветке.
 

4

Может ли «Шелковый ветер» составить конкуренцию Транссибу?

В обозримом будущем – нет. Транссиб предоставляет полностью сухопутный и независимый от США путь в Европу, что для Китая, в свете обострившегося экономического противостояния с американцами, крайне актуально. Особенно для поставок не ширпотреба, а сталей, электроники и дорогого оборудования. Кроме того, российская, «северная» ветка «нового Шелкового пути» предоставляет уже налаженные маршруты в Лодзь, Варшаву, Дуйсбург, Гамбург, Пардубице, Мадрид и Хельсинки. Например, в Финляндию груз попадает всего через 8 суток после отправления из Китая. И, главное, пропускная способность Транссиба куда выше – по южной ветке просто не отправить такого количества поездов. Да и у самих поездов «труба пониже и дым пожиже»: «парадный» состав, прибывший в Тбилиси, имел 21 вагон. Средний состав на «северной ветке» – более 60 вагонов.
 

5

Конкуренция с морским транспортом

Предположения, что новый маршрут сможет заменить сотни контейнеровозов, курсирующих между Китаем и Европой, может вызвать только смех. Товары из Китая вывозятся морем. Даже Транссиб – это всего 1% китайского экспорта, а пропускная способность нового маршрута – куда меньше.
 

6

Геополитические последствия

Безусловно, влияние Китая в регионе после запуска «Шелкового ветра» значительно возрастет. В тоже время, считаться с интересами России тот же Азербайджан будет меньше. Впрочем, с самого начала обострения отношений между РФ и Турцией Азербайджан четко дал понять, что Анкару он будет поддерживать в любом случае. Интересную и вполне разумную позицию занял и Казахстан: конкурируя с Россией за китайские грузы, он продолжает с ней сотрудничать, в том числе и в транспортной отрасли
 


Источники

  • https://eadaily.com/news/2015/12/21/gruziya-i-novyy-shelkovyy-put-prichem-zdes-kaspiyskiy-flot-rossii
  • http://kapital-rus.ru/articles/article/282382/
  • https://slon.ru/posts/61380