Откуда в российских школах армейская дедовщина?

Откуда в российских школах армейская дедовщина?

Фото: omsk300.ru

Дедовщина с драками есть в 40% российских школ и в последние годы становится массовым и неуправляемым явлением. Почему? Эксперты полагают, что общество недостаточно активно осуждает такие случаи.

1

Школьное насилие усиливается?

По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый 10-й школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России ежегодно в среднем до 40% школьников подвергаются насилию в той или иной форме. По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах РФ, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние 5 лет выросло почти в 4 раза: если в 2010 году на насилие среди сверстников пожаловались 1463 школьника, то к концу 2015 года – 5955.
 

2

Шокирующие инциденты

11 января 2016 года широкий общественный резонанс вызвал случай избиения студентки колледжа в Ульяновской области тремя старшекурсницами. Видео избиения попало в соцсети, а затем им заинтересовались правоохранительные органы и руководство учебного заведения. Инцидент произошел в поселке Карсун в туалете общежития колледжа. Три старшекурсницы набросились на 16-летнюю Оксану К., начали бить ее ногами по голове, а потом попытались опустить головой в унитаз. Девушка подверглась издевательствам из-за педикулеза, который впоследствии не подтвердился. Все происходящее на телефон снял друг девушек Илья М. Известно, что пострадавшая ранее воспитывалась в детском доме.
В сентябре 2015 года в Пскове группа подростков 13–15 лет изнасиловала 15-летнюю школьницу. Свои фотографии на фоне жертвы они также выложили в Сеть. В 2013 году, как писали СМИ, в Москве во время выпускного вечера 17-летний выпускник колледжа избил бездомного, отрезал ему голову и стал играть ею в футбол.

 

3

«Кровавые лайки»

По словам заведующего отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАН Сергея Ениколопова, такие истории давно перестали быть единичными. «Молодые люди находят жертву, избивают ее и вывешивают видео в интернете – это способ получить много «лайков». При этом у мальчиков есть понимание, как контролировать насилие, у девочек – нет. Таких случаев больше в крупных городах, чем в маленьких, потому что в маленьких сильнее общественный контроль. Жертвой могут оказаться чудаки, дети, которые чем-то выделяются. Это все похоже на дедовщину в армии».
 

4

Почему они это делают?

Ениколопов считает, что в обществе вырос культ силы и успеха любой ценой. «У нас практически потеряна способность понимать эмоциональное состояние другого человека», – говорит психолог. Еще один фактор – насилие, которое школьники видят по телевизору и в компьютерных играх. «Они к нему привыкают и повторяют то же самое в жизни», – уверен Ениколопов. Так же в числе причин – безнаказанность. «Максимум, что грозит хулиганам – выговор. В советских школах такие случаи не были обычным явлением, в том числе потому, что с учениками проводилось больше воспитательной работы. Вспомните, как на общешкольных линейках клеймили позором хулиганов, как их исключали из пионеров…». Еще одна веская причина школьного насилия – разное социальное и материальное положение подростков. «Это способствует эскалации агрессии», – говорит Сизова и добавляет, что ко всему этому престиж учительской профессии в последние годы резко снизился, то есть, учителя не являются авторитетами для детей.
 

5

Что говорят специалисты?

Заведующая учебной социологической лабораторией НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ирина Сизова провела исследование, в ходе которого были проанализированы данные глобального анкетного опроса школьников. Выяснилось, что основной причиной насилия в школе является жестокость со стороны родителей. Согласно исследованию, каждого четвертого школьника дома физически наказывают за плохое поведение регулярно или время от времени. Каждый пятый ученик рискует быть избитым за плохие школьные оценки. У 29% школьников скандалят родители, у каждого десятого ребенка такие скандалы случаются регулярно. «Если ребенок видит вокруг только оскорбления, унижения, побои, он не станет добрым и хорошим. Мы получаем ответную волну», – уверена начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Красноярского края Любовь Мартышина.
 

6

Как с этим бороться?

По поводу авторитетов с Сизовой полностью согласен Сергей Ениколопов: «Было бы полезно, если бы авторитетный человек выступил резко против насилия. Для молодежи это был бы, например, какой-нибудь эстрадный певец или модель. Только один раз это сделать – мало. Объяснять обществу, что так нельзя, нужно каждый день».
 

7

Было, есть и будет?

Конфликты между школьниками как были, так и будут, считает российский психолог Анатолий Северный. «Агрессия – естественная форма поведения. Часто инстинктивная. И нет исключений, в элитной школе учится ребенок или в обычной. В одной из лучших школ Москвы конфликт случился в 4-м классе. Одноклассники избили одного мальчугана и пытались запереть его в металлическом шкафу. Психологи, которые работали с ребятами, попросили встать их в круг и взяться за руки. Обычная практика. Но дети отказались! Все хотели взять за руку психолога. В товарищах ребята видели лишь конкурентов», – констатирует Северный. Психолог уверен, что больше проблем во внешне благополучных семьях, где за детьми присматривают няни и гувернантки, где родители решили, что обеспечили своих детей самым лучшим.
 


Источники

  • http://izvestia.ru/news/601828?intref=relapinline
  • http://pumbr.ru/uchenye-vyyasnili-otkuda-beretsya-nasilie-v-rossijskix-shkolax/
  • http://newsland.com/news/detail/id/305498/