Период Сакоку в Японии: страна на замке

Период Сакоку в Японии: страна на замке

Фото: polygrafi.files.wordpress.com

Любой европеец, попав в Японию и столкнувшись с ее культурой, поразится той органичной смеси самых передовых технологий и древних традиций, сумевших пережить даже не века, а тысячелетия. Здесь до сих пор поклоняются духам природы и верят, что боги живут бок о бок с людьми. Как же удалось японцам устоять перед натиском западного космополитизма и сохранить свою самобытность?

1

Как им это удалось?

А причина такой необычной смеси кроется как в менталитете японцев, так и в длительной исторической изоляции этой страны, которой по ряду причин было несложно отгородиться от всего мира, пользуясь своим островным положением.
Однако с развитием мореплавания в Европе путешественники стали осваивать все новые и новые земли, пока, наконец, португальцы не дошли до Китая, а оттуда и до Японии. Случилось это в 1543 году, когда европейцы достигли острова Танэгасима на китайской джонке.

 

2

С чего все начиналось?

Взаимопроникновение культур поначалу оказалось полезным как для Востока, так и для Запада. Именно тогда в Японии впервые появилось огнестрельное оружие — сначала его завозили португальцы и испанцы, а потом тут появились и местные мастера. В частности, это ставший легендарным Яита Кимбэй, который первым сумел изготовить действующий образец мушкета.
В Европу же из Японии вывозились драгоценные металлы и невольники.
Также в это время туда приехало довольно много католических миссионеров, движимых желанием распространить в стране Восходящего Солнца христианство.

 

3

К чему это привело?

Несмотря на то, что проповедники сталкивались с большим количеством трудностей — будучи синтоистами и буддистами, японцы с трудом принимали идею Единого Бога, некоторые местные феодалы быстро сообразили, что открытие католических приходов и школ привлечет к ним больше европейских кораблей, груженных товарами, которые можно выгодно продать. Именно поэтому христианство наиболее активно распространялось в прибрежным городах, в частности, в Нагасаки.
Все это, в свою очередь, вызвало всплеск междоусобных войн — каждый стремился отхватить бизнес пожирнее, при этом в стране начало расти неравенство: торговцы из портовых городов разбогатели до такой степени, что это стало угрожать государственности Японии. И местные феодалы поняли, что еще немного, и они лишатся своего влияния и положения в стране.

Для справки

Несмотря на то, что в натуре японцев любовь ко всему новому, они никогда не были любителями сниматься с места ради свежих впечатлений. И, когда испанский иезуит Лоренсо Мехиа показал Оде Нобунага, военно-политическому лидеру того времени, на карте путь от Испании до Японии, тот сказал: «Вы прошли через столько опасностей и пересекли столько морей, что вы или никчемные воры, от которых нечего ждать хорошего, или же вы проповедуете очень важные вещи».

 

4

Какова судьба японского христианства?

В 1587 году сегун Тоётоми Хидэёси вводит запрет на проповедование христианства. Дело тут было не в каких-либо идеологических разногласиях, а именно в той экономической ситуации, которая создалась в стране под действием активной торговли с Европой. Таким образом он собирался оградить страну от окончательного распада под действием бесчисленных междоусобных войн.
Однако к концу XVI — началу XVII веков христианство уже успело прочно прижиться в Японии, и именно тогда начинается настоящая война правительства против «какурэ кириситан» – «тайных христиан», напоминающая гонения на веру во времена Древнего Рима. Христиане маскировались всеми возможными способами, и к середине XIX века, когда Япония снова открылась Западу, тут обнаружилось около 30 тысяч людей, тайно исповедующих Христа.

 

5

Что такое Сакоку?

В 30-х годах XVII века Япония окончательно захлопнула двери перед Европой — началась эпоха Сакоку, что в переводе означает «страна на замке».
Но закрыт оказался не только вход, но и выход. Под страхом смертной казни японцам запрещалось покидать свою страну, а если уж это было необходимо, то на выезд требовалось получить разрешение от правительства. Также было запрещено строить большие корабли, на которых потенциально можно было уплыть на материк.
Впрочем, все же дважды в год голландские торговые суда могли заходить в порт Нагасаки.

 

6

Почему вспыхнуло восстание на Симабаре?

Все эти непопулярные меры, предпринятые тогдашним сегунатом Токугава, не могли не вызвать народных волнений. И вот, в 1637 году на острове Кюсю вспыхнуло масштабное восстание крестьян.
Причин для него было несколько и сегодня сложно сказать, какая из них была главной. Во-первых, конечно, повлияло то, что, как было написано выше, из-за невероятно прибыльной торговли с Западом возникла слишком большая разница между богатыми предпринимателями и неимущими крестьянами. И, во-вторых, – начавшиеся гонения на христиан, которых особенно много было в прибрежных областях страны.
В общей сложности в восстании приняло участие 23 тысячи человек (позже их количество еще значительно возросло), среди которых были не только крестьяне (в том числе и женщины, которые в Японии часто сражались наравне с мужчинами), но и высшее сословие — самураи и ронины. А возглавил повстанцев 16-летний Амакуса Сиро (Широ), христианин, принявший в крещении имя Иероним.
Заняв крепость Хара на полуострове Симабара, восставшие установили на стенах христианские кресты и оборонялись от армии сегуна почти в течение года. Однако силы все же были не равны, и в конечном счете восстание было подавлено, а выжившие казнены.

 

7

Как закончилась политика Сакоку?

Политика изоляции Сакоку продлилась в Японии больше двухсот лет, до тех пор, пока в 1853 году в гавань Урага не прибыло семь американских судов под командованием коммодора Мэтью Перри, у которого было задание: любой ценой заключить дипломатические отношения со страной Восходящего Солнца. Это событие вошло в историю Японии как «черные корабли» из-за дыма, вырывавшегося у них из труб (суда были частично на паровой тяге). Американский коммодор заявил, что, если его соединению не дадут причалить, он обстреляет город Эдо (так ранее назывался Токио, который в те времена еще не был столицей страны).
Договор, крайне неравный и грабительский для Японии, был заключен, что в совокупности с другими факторами в конечном счете привело страну к экономическому кризису и гражданской войне 1868-1869 годов.

 

8

Изоляция страны: польза или вред?

Политику изоляции оценивают по-разному. Кто-то говорит о том, что страна не может выжить без внешнеэкономических контактов, кто-то, напротив, утверждает, что только так можно сохранить собственную культуру, традиции и этнос.
История знает довольно много примеров изоляции государств от внешнего мира, и, как показывает практика, закат этих стран начинался именно тогда, когда железный занавес оказывался поднят.
И, возможно, Япония, с ее самыми передовыми в мире технологиями, до сих пор не превратилась в очередной безликий клон западный стран и сохранила свою самобытность только потому, что на много веков отгородилась от всего света.

 

Екатерина Гурская, аналитик

Источники

  • http://nippon-history.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st022.shtml
  • http://gefter.ru/archive/14778
  • http://animekun.ru/interesting/about-japan/Sakoku.html
  • http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=678:2011-01-19-07-32-41&catid=56:inoveriesprav&Itemid=122
  • http://nikgde.com/2013/12/история-японии-симабарское-восстани/
  • http://arzamas.academy/materials/723