«Трудящийся достоин пропитания»

«Трудящийся достоин пропитания»

Фото: telekanalregion.ru

Как свидетельствует древнейшие письменные тексты человечества проблемы взаимоотношений наемных работников и работодателей интересовали наших предков еще до изобретения денег.

1

В стране пирамид

В ритуальных заупокойных текстах древних египтян, которые датируются III-м тысячелетием до нашей эры, покойный, желая оправдаться на суде в царстве мертвых перед богами, рассказывает о своих прижизненных достоинствах и добродетелях. Особенно богатые египтяне пытались подчеркнуть, что они никогда не нарушали божественных и человеческих законов.
Эти оправдания начинаются с фразы «Я не…»: «Я никогда не говорил не правды», «Я никогда не отнимал жизни у людей», «Я никого не заставил плакать», «Я не покушался на чужое имущество». Среди распространенных в гробницах и на свитках, которые держали в руках мертвецы, формул, встречаем следующую: «Я никого не заставлял работать насильно, я всем плату давал в изобилии».
Здесь усопший «говорит» сразу о двух важных для каждого древнего египтянина добродетелях. Во-первых, что он никогда и никого не заставлял работать бесплатно. Во-вторых, что он всегда давал достойную плату за труд. В этот период в Египте еще не было денег и под платой может подразумеваться: ячмень, пиво, одежда, серебро.
Египтяне первыми в древнем мире разработали сложное учение о составе человека, включая его физические, психофизические и духовные функции. По их мнению, наниматель, заставляющий человека работать бесплатно или не дающий ему достаточного вознаграждения, крал его жизненную энергию, а потому совершал преступление против людей.

 

2

Кредит работодателю

Уже древнейший корпус иудейских текстов – Пятикнижие, вошедшее на правах важной составной части в христианский канон священных текстов – касается той же проблемы. Моисеев закон приравнивает задержку заработной платы к грабежу, устанавливая необходимость ее своевременной выплаты: «Не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19. 13); «В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того» (Втор. 24. 15). В свою очередь невыплата жалованья рассматривалась в иудейской традиции, как еще более тяжкое преступление, сравнимое с убийством: «Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы» (Сир. 34. 22).
Закон Моисеев не предусматривает конкретных санкций по отношению к нерадивым работодателям. Однако важность соблюдения правил взаимоотношений нанимателей и людей труда подчеркивается во многих библейских книгах, а несоблюдающим их обещается гнев Бога: «Приду к вам для суда и буду скорым обличителем […] тех, которые […] удерживают плату у наемника» (Мал. 3. 5).
В талмудический период отношение к этому беззаконию стало еще более жестким. Составители Вавилонского Талмуда, внимательно проанализировав проблему, уподобили его преступлениям, наказуемым смертной казнью. Так слова из книги «Второзакония» о том, что работник должен получать плату в тот же день, получили следующую интерпретацию: – «Из-за чего это он взобрался по лестнице и привязал себя к дереву, подвергая жизнь свою смертельному риску, как не из-за платы? <…> Каждый, кто задерживает оплату труда наемного работника, словно отымает у него душу» («Бава ме­ция», 112а).
Современные комментаторы Торы отмечают, что в ситуации, когда работодатель не может вовремя расплатиться с работником, он словно бы берет у него в кредит жизненную силу и время. А потому должен при выплате задержанной зарплаты компенсировать пользование этим кредитом выплатой процентов.

 

3

Преступление против Господа

Евангелие, признавая ветхозаветные нормы, добавляет к ним духовный аспект. Любой труд с точки зрения христианства есть труд не только для людей, но и для Бога. Материальное и духовное тесно связаны, а созидательный труд человека есть реализация его богоподобия. Поэтому христианские писания декларируют не только необходимость достойной оплаты труда, но и уважительного отношения к наемному работнику.
«Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся», – пишет апостол Павел (1 Кор. 16. 16).
Эта мысль красной нитью проходит через евангельские заповеди: «Трудящийся достоин пропитания» (Матф. 10. 10), «Трудящийся достоин награды за труды свои».
Поскольку в договорных отношениях с точки зрения Евангелия участвуют не работодатель и работник, а Бог и человек, тогда как работодатель является лишь посредником, то, не выплачивая жалованье сотруднику, он совершает преступление не только против него, но и против Бога, присваивая данное Богом другому человеку.
Таким образом, в аврамических религиозно-философских системах несвоевременная выплата вознаграждения наемным сотрудникам это не только грех против человека, но и грех против Бога, способствующий падению морали и духовной деградации общества.
«Несвоевременный платеж деморализует обоих – и работодателя и трудящегося. Деморализует работодателя: так как он перестает чувствовать, что нарушил закон. Подчас он ищет объяснений и оправданий своим действиям, словно чувствует себя вправе использовать невыплаченные суммы в качестве «кредита» для расширения собственной деятельности. Деморализует трудящегося: так как длительная отсрочка платежа вызывает у него ощущение пустой растраты собственных усилий, и поскольку его работа не приносит никаких плодов, он приходит к заключению, что не может прокормить себя собственным трудом», – отметил более полувека назад депутат израильского кнессета Моше Уна, при рассмотрение законодательного акта, устанавливающего предельные сроки задержки выплаты зарплаты.

 

Николай Волков