«Коронация императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны» - Лауриц Туксен, 1898 год

Уваровская триада: «Православие, Самодержавие, Народность»

Фото: «Коронация императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны» - Лауриц Туксен, 1898 год

Теорию графа Сергея Уварова «Православие. Самодержавие. Народность», вошедшую в историю под названием «уваровская триада», называли реакционной еще при жизни автора. Но тогда же, как, впрочем, и теперь, ее многие и поддержали, считая единственной верной доктриной русской государственности. Кто же прав?

1

Кто же такой Сергей Уваров?

Граф Сергей Семенович Уваров родился 15 августа (по другим сведениям, 25 августа) 1786 года. Он получил блестящее образование, благодаря чему, будучи еще совсем молодым человеком, сначала получил пост в русском посольстве в Вене, затем работал секретарем посольства во Франции, однако в возрасте 24 лет отошел от международной деятельности. Одновременно интересовался историей античности, являясь автором целого ряда научных работ по этой теме, и уже в 1811 году 25-летний Уваров стал почетным членом Императорской Академии наук.
После этого он активно работает в области просвещения и в конечном итоге сначала становится заместителем министра народного просвещения, а затем, в 1833 году, министром. Именно тогда Уваров разрабатывает свою знаменитую доктрину «Православие, Самодержавие, Народность», которая должна являться основной русской государственности.
«Уваров был человек истинно просвещенный, с широким умом, с разносторонним образованием, какими бывали только вельможи времен Александра I. Он любил и вполне понимал вверенное ему дело… и старался возвести его на ту высоту, на какую возможно было поставить его при тогдашнем направлении правительства», – писал о нем выдающийся мыслитель XIX века Б.Н. Чичерин.

 

2

Как появилась «уваровская триада»?

Знаменитая «уваровская триада», как скоро начали называть доктрину русской государственности, выдвинутую Сергеем Уваровым, впервые была высказана при вступлении его в должность министра народного просвещения. Это был доклад, адресованный Николаю I, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения». В нем он утверждал, что «собственными началами России являются Православие, Самодержавие и Народность, без коих она не может благоденствовать, усиливаться и жить».
В основе данной теории лежит глубокая религиозность русского народа, который предан царю, а также чтит самобытные национальные традиции, инстинктивно отторгая все иностранное и наносное. И все это вместе является тем, что составляет саму основу существования нации.

 

3

Что говорят противники?

Идеи Уварова полагали спорными как в годы их формирования, так и сейчас. В советское же время он считался чуть ли не хрестоматийным примером «реакционной и консервативной» мысли, свойственной царской России середины XIX века.
Будучи министром образования, Уваров провел целый ряд реформ: школы и университеты были взяты под строжайший контроль государства; из учебной программы исключили часть предметов; сократилось количество частных пансионов, а также не приветствовалось домашнее образование. По словам автора реформы, это было необходимо для «возведения духовных плотин» на пути распространения в России пагубных западных веяний, которые в конечном итоге разрушат государственность.
Все это, разумеется, осуждается поборниками либерализма, считающими, что Россия не может полноценно развиваться, основываясь исключительно на национальной духовной и культурной базе, а также противниками самодержавия как формы государственной власти в стране.

 

4

Чего добавился Уваров?

Что же это за «духовные плотины», о которых говорил граф? По его мнению, первейшая задача образования – это ограждение неокрепших умов от воздействия вскормленных Западом социалистов и либералов и закладка в русском человеке правильных приоритетов, которыми и являются три столпа: православие, самодержавие, народность.
Историки ставят Уварова в один ряд со старцем Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем, который назвал Москву «третьим Римом», сохранившим в чистоте христианскую духовность.
Как показывает история, ослабление любой из составляющих «триады» приводит к самым пагубным последствиям для России. В частности именно это и сделало возможным осуществление Октябрьской революции, которая ввергла страну в пучину хаоса, экономического упадка и бездуховности.
Таким образом, видя складывающиеся уже в то время мировоззренческие тенденции и понимая, к чему они могут привести, Уваров пытался уберечь русский народ от саморазрушения.

 

5

Что понимается под тремя постулатами «уваровской триады»?

Православие. Без веры «народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле», – писал Сергей Уваров.
Самодержавие. Именно данная форма государственного устройства является, по мнению автора «триады», главным условием существования России. «Россия живет и охраняется спасительным духом Самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного». При этом Уваров никогда не ставил знак равенства между монархическим абсолютизмом и самодержавием, считая абсолютизм крайне несовершенной формой правления, отдавая предпочтение конституционной монархии. Самодержавие же в его доктрине – понятие скорее нравственное и духовное, нежели политическое.
Народность. «Дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее». Некоторые современники Уварова заявляли, что под народностью он понимал крепостное право, но это было крайне неверно. Граф мечтал о величии русской культуры – самобытной и древней. Историк Николай Грановский писал об реформах образования Уварова: «Исключительное и вредное преобладание иностранных идей в деле воспитания уступило место системе, истекшей из глубокого понимания русского народа и его потребностей».

Для справки

Будучи специалистом по античной культуре, Сергей Уваров причислял древнегреческую литературу к русскому наследию, видя культурную и языковую преемственность между греческим и родным народами. И, несмотря на то, что многие высмеивали эти идеи, некоторые настолько заинтересовались ими, что к обязательным для изучения в гимназиях греческому и латыни кое-где стали добавлять санскрит как древнейших из индоевропейских языков.

 

6

За или против?

Мода на высмеивание всего русского, традиционного и национального зародилась не сегодня и не вчера. Граф Сергей Семенович Уваров столкнулся с ней в полной мере. Даже Пушкин не слишком хорошо относился к нему и писал обидные эпиграммы, что уж говорить о поборниках западного образа жизни, которых уже в те времена было немало.
Сегодня, к сожалению, об «уваровской триаде» помнят немногие, но каждый из ее столпов вместе и по отдельности охотно поливается грязью с экраном телевизоров, со страниц газет или с мониторов компьютеров. Понятно, что делается это не с мыслями о величии России, а совсем наоборот.
Что же до «уваровской триады», то, по словам писателя и публициста Игоря Евсина, она «содержит в себе все составляющие русской идеи. И православный патриотизм, и имперскую идеологию, и русский национализм. В совокупности это есть идеология русского народа, его национального государственного и общественного устройства, практическим воплощением которой является русский миропорядок – Православная Русская Монархия».

 

Екатерина Гурская, аналитик

Источники

  • http://storyo.ru/empire/155.htm
  • http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/14/russkaya_ideya_v_uvarovskoj_triade/
  • http://www.km.ru/referats/E8702AD2B35644DBBF78EE359581E1F5
  • http://kotgans.livejournal.com/8603.html
  • http://www.ras.ru/presidents/4f9f715e-071d-4afa-8673-ab94789a0255.aspx
  • http://www.novayagazeta.ru/society/54301.html
  • http://samoderzhavnaya.ru/pages/starec_filofey_moskva_kak_tretiy_rim
  • http://pogudin-oleg.ru/forum/6-675-1