Владислав Крапивин: Тень Каравеллы длиною в жизнь

Владислав Крапивин: Тень Каравеллы длиною в жизнь

Фото: rl0.ru

«Из взрослой жизни не уйдешь, да и нечестно это было бы — убегать от своих дел и забот. Но короткий миг возвращения в детство нужен каждому. Такая вот отчетливая вспышка памяти о том, что было, и о тех, кто был. Без такой памяти трудно быть большим». (В.П. Крапивин)
Этой статьей о замечательном детском писателе Владиславе Крапивине мы открываем цикл публикаций, посвященных нашим выдающимся современникам, чьи имена оказались незаслуженно забыты.

1

Легко ли быть детским писателем?

Казалось бы, что может быть для писателя проще, чем творить для детей? Не нужны многоходовые сюжеты, драматические повороты и сложный язык. Однако те, кто так рассуждают, никогда не станут хорошими детскими писателями.
Дети слишком хорошо чувствуют любую фальшь, любую искусственность и неуклюжую попытку заигрывания (а у взрослых эти попытки всегда неуклюжие), они отметают и другую крайность – назидательность и нарочитость.
Поэтому, чтобы заслужить популярность у детей, писатель должен быть предельно честным и искренним, а самое главное – оставаться мальчишкой или девчонкой в душе, чтобы до конца понимать, что чувствуют дети, как они мыслят и что ими движет в той или иной ситуации. Вот, почему хороших детских писателей так мало.

 

2

Как прошло детство?

Владислав Петрович Крапивин обладает всеми вышеизложенными качествами и именно поэтому уже при жизни завоевал славу классика детской литературы.
Крапивин родился 14 октября 1938 году в семье педагогов. И хоть война не докатилась до Тюмени, где он жил, детство будущего писателя проходило в трудных условиях военного и послевоенного голода и бедности. Как и большинство мальчишек его возраста, Слава зачитывался приключенческими книгами Жюля Верна, Сабатини и Стивенсона. Была у него в то время любимая игра: он ставил вырезанный из бумаги кораблик на карту мира, и, куда падала от него тень, туда в его воображении и направлялось игрушечное судно. В своей автобиографической повести «Тень каравеллы» Владислав Петрович писал: «Там, где ляжет Тень Каравеллы, будут трудные дороги, соль разъест на ладонях кожу, морозы сожгут лицо, солнце обуглит плечи. Тысячи загадок лишат человека покоя и сна. Но не будет там в жизни уныния и ленивой скуки».

 

3

С чего начиналось творчество?

Способности к литературному творчеству обнаружились у Крапивина еще в школе, поэтому вопроса о выборе профессии не стояло: в 1956 году он поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. Горького. Учебу будущий писатель совмещал с работой в газете «Вечерний Свердловск», затем был заведующим отделом в журнале «Уральский Следопыт». В это же время молодой журналист уже пробовал себя в литературе.
Он никогда не стремился быть именно детским писателем, однако интереснее всего ему было писать книги о приключениях, путешествиях и тех вечных истинах, в которые безоговорочно мы верим, к сожалению, только в детстве: верности, чести, долге, настоящей дружбе. Наверное, именно поэтому Владислав Петрович всю жизнь гораздо легче находил общий язык с детьми.

 

4

Как появился отряд «Каравелла»?

Море всегда было главной любовью Крапивина, однако он родился и вырос в Сибири, за тысячи километров от него. Но отказываться от мечты было не в правилах молодого писателя, и в 1961 году он организовал детский отряд «Каравелла», куда могли вступить все желающие. Занимались ребята там, прежде всего, морским делом (они сами строили маленькие парусные яхты, на которых ходили по Верхне-Исетскому озеру — крупному водоему в тогдашнем Свердловске), журналистикой (при отряде по сей день существует любительская киностудия «FIGA») и фехтованием на шпагах. А самое главное, в «Каравелле» могли найти друзей и второй дом все те, кто мечтал о приключениях и верил в настоящую дружбу. Вот пункт из Устава «Каравеллы»: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». И эти слова никогда не были для членов отряда пустыми.
О жизни «Каравеллы» Владислав Петрович написал трилогию «Паруса Эспады», в которую входят повести «Мальчик со шпагой», «Бронзовый мальчик» и «Рыжее знамя упрямства».
Отряд «Каравелла» существует в Екатеринбурге по сей день.

 

5

Что было написано в советское время?

Руководство отрядом Крапивин совмещал с литературной деятельностью, и в 1962 году вышла его первая книга «Рейс «Ориона», а через два года он был принят в Союз писателей СССР.
Тогда, в советское время было написано много повестей, которые по праву вошли в сокровищницу детской литературы: «Мальчик со шпагой», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата», «Та сторона, где ветер», «Трое с площади Карронад», «Журавленок и молнии», «Мушкетер и фея», «В ночь большого прилива» и многие другие.
Надо сказать, что некоторые педагоги того времени принимали произведения Крапивина в штыки, ведь там он нередко позволял себе критиковать учителей. Противники писателя полагали, что непримиримость его героев по отношению к подлости, предательству и прочим порокам может вылиться в агрессивность, а осуждать действия педагогов ученик не имеет права. Однако, несмотря на это, произведения Крапивина активно издавались, печатались в журнале «Пионер» и входили в обязательную школьную программу для летнего чтения.

 

6

Что связывает писателя с Крымом?

Крапивин родился в Тюмени, но второй своей родиной считает Севастополь. Писатель всей душой привязан к Городу — именно так, с большой буквы, назван он в повести «Трое с площади Карронад».
Раньше, когда позволяло здоровье, Крапивин гостил тут каждый год, навещал друзей, выступал с лекциями в детской библиотеке, много общался со своими юными читателями и просто наслаждался близостью моря и кораблей – главной страсти всей своей жизни. О Севастополе написаны такие замечательные книги, как «Острова и капитаны», «Давно закончилась осада», «Рассекающий пенные гребни», «Дырчатая луна», «Сандалик или путь к девятому бастиону», «Возвращение клипера «Кречет», цикл рассказов «Шестая бастионная». А недавно писатель посвятил Городу такие строки:

Солнца луч на Херсонесском храме,
На ресницах — радуги от влаги.
Ветер над стальными крейсерами
Вытянул андреевские флаги.

В погребах спрессован старый порох.
Пусть он никогда не пригодится…
Мальчики, храните белый город.
Помните, что вы его частица…

 

7

Реалист, фантаст или сказочник?

Огромное место в творчестве Крапивина занимает фантастика — даже в его реалистических произведениях нет-нет, да заденет обыденность своим крылом сказка.
Крапивинская фантастика особенная. В ней самым причудливым образом переплетаются привычная жизнь с обыкновенными людьми и другие миры. Действие таких книг разворачивается не «давным-давно, в далекой, далекой галактике», а здесь и сейчас, лишь помогая нам увидеть окружающий мир под другим углом. Крапивинской фантастике веришь настолько, что и фантастикой-то ее назвать уже как-то не получается. Просто писатель наделен даром видеть то, что большинство из людей перестает воспринимать, становясь взрослыми.
Любимая тема автора в фантастике — многомерность миров и многовариантность событий, а сложные теории мироздания он умеет объяснить самым простым и понятным языком, и ты невольно ловишь себя на мысли: «А ведь я всегда это чувствовал!»
Среди наиболее ярких фантастических повестей Крапивина «Голубятня на желтой поляне», «Кораблики или Помоги мне в пути», «В ночь большого прилива», цикл «В глубине Великого Кристалла», цикл «Сказки Безлюдных пространств» и многие другие.

 

8

Кто же они, герои Крапивина?

Ответ тут простой: это мы с вами в детстве, такие, которыми мы были или которыми хотели стать.
Зачастую писателя обвиняют в том, что он излишне идеализирует своих персонажей, наделяя их благородством, честностью, умением дружить. В обиход даже вошел слегка ироничный термин «крапивинские мальчики» – прямая противоположность модному ныне образу циничного подростка, знающего цену деньгам и девочкам (которые тоже очень хорошо знают себе цену). Однако, если Владислав Петрович и идеализирует своих героев, то лишь отчасти. Почти у каждого из них есть свой прототип — это запомнившиеся с детства друзья или ребята из «Каравеллы».
Многие современные писатели, в том числе и работающие для детей, забыли, какая огромная ответственность на них лежит, ведь читатели берут пример с их героев, и от них, писателей, зависит, станут ли те после прочтений книги немного лучше.

 

9

Для детей или о детях?

Крапивина нельзя однозначно назвать исключительно детским писателем. Да, герои всех его книг — дети. Но среди поклонников творчества писателя огромное количество взрослых людей (а сейчас, когда дети вообще читают редко, пожалуй, их большинство). Да и темы в книгах поднимаются зачастую совсем недетские. Это и конспирологические мотивы в книгах «Голубятня на желтой поляне» и «Гуси, гуси, га-га-га», и размышления на тему жизни после смерти в «Прохождении Венеры по диску Солнца» и «Полосатом жирафе Алике» (эта тема так или иначе всплывает и во многих других книгах писателя).
Через все произведения Крапивина красной нитью проходит идея Командоров — взрослых, чьим жизненным служением стала охрана детей. Но не в уродливой форме ювенальной юстиции и вседозволенности, которые автор резко осуждает, а в поддержке и помощи, благодаря которой дети смогут сохранить в себе лучшие качества — верность долгу, честь и любовь к правде. И поэтому книги Крапивина просто необходимы всем тем, кто посвятил свою жизнь работе с детьми. Сам Владислав Петрович тоже всегда был и остается таким Командором.
А еще каждому взрослому тоже нужна в жизни сказка.

 

10

Что было экранизировано?

А вот с экранизациями книг Крапивину не повезло.
Несмотря на то, что за свою жизнь он написал более двухсот произведений, кинематографисты ими интересовались редко — в советское время, видимо, считалось, что книгам Крапивина не достает пропагандистской нотки (пионеры там всегда боролись за правду, а не за марксистско-ленинские идеалы), а в постперестроечное время главные темы крапивинских книг и вовсе вышли из моды.
В разное время были поставлены «Колыбельная для брата», «Валькины друзья и паруса» (под сокращенным названием «Валькины паруса»), «Та сторона, где ветер», «Болтик», «Мальчик со шпагой» (сейчас кинолента безвозвратно утеряна), «Трое с площади Карронад» и «Дети синего фламинго» (не выдерживающий никакой критики фильм, вышедший в прокат под названием «Легенда острова Двид»). Причем, раскритиковавший первые три постановки, Крапивин еще не знал, насколько откровенно слабыми будут окажутся следующие.

 

11

Где сейчас живет Крапивин?

Недавно писатель, проживший много лет в Екатеринбурге, вернулся в родную Тюмень, по которой всю жизнь отчаянно скучал. Здесь он читает лекции в университете, и от желающих послушать живого классика никогда нет отбоя.
Владислав Петрович является лауреатом премий: Ленинского комсомола, «Аэлита» (от журнала «Уральский следопыт» и Союза писателей РСФСР), премии им. А. Гайдара (от журнала «Пионер»), Большой, Серебряный и Бронзовый «Роскон» и многих других; награжден орденами Дружбы Народов и Трудового Красного Знамени и несколькими медалями. Его книги переводились на многие языки мира.

 

12

И вновь продолжается бой?

Казалось бы, Крапивин достиг всего, о чем только может мечтать писатель. Но отчего тогда последние его повести наполнены такой болью и становятся все жестче?
Владислав Петрович отдал всю жизнь на то, чтобы воспитать в своих юных читателях благородные качества, помочь им не потерять веру в добро и справедливость и никогда не бояться защищать правду. А теперь, когда большая часть жизни осталась позади, он увидел, что все то, с чем сражались герои его книг — глупость, корыстность, пошлость, безнравственность, стало нормой как в литературе, так и в жизни. Дети перестали быть детьми — они больше не верят ни во что, кроме денег. Им стали не нужны книги о маленьких барабанщиках, бесстрашно идущих сквозь времена и пространства. А некоторые взрослые, привыкшие во всем видеть низменный подтекст, еще и стали обвинять Крапивина чуть ли не в педофилии.
Все это, конечно, не добавляет оптимизма писателю. Но все-таки остается «Каравелла» и ее выпускники, а также те, для кого его книги на всю жизнь остались руководством к действию. А пока они есть, остается надежда.

От горького пепелища,
От брошенных переулков,
Где бьют дожди монотонно
По крышам, как по гробам,
От злой измены, что рыщет
В домах опустелых и гулких,
Наш маленький барабанщик
Уйдет, не сдав барабан…
(В.П. Крапивин)

 

Источники

  • http://www.rusf.ru/vk/
  • http://bookmix.ru/bookquotes.phtml?book_id=705038
  • http://www.carabela.ru
  • http://www.dissercat.com/content/literaturnaya-skazka-v-p-krapivina-zhanrovoe-svoeobrazie-i-poetika
  • http://portal-kultura.ru/articles/books/31923-vladislav-krapivin-malchiki-khranite-belyy-gorod/
  • http://www.inpearls.ru/author/1293